valya_15: (Default)
valya_15 ([personal profile] valya_15) wrote2010-11-27 05:07 pm
Entry tags:

О последствиях наших поступков

С точки зрения моей науки, ответственность - это последствия противоправного поведения, невыгодные для правонарушителя (одно из определений).
Иногда бывает полезно помнить, что последствия нашего поведения наступают даже тогда, когда мы этого не ждем.
Моя мама рассказывает одну историю. В 50-е годы она была московской школьницей, и ей задали по математике задачу "с пятью звездочками", то есть повышенной сложности. Мама, будущий ведущий математик, а в то время - младшая дочь в многодетной семье, посидела до глубокой ночи, но задачу сама решила.
На следующее утро в школе перед уроком один юноша, не бывший ее другом, но и не вызывавший раздражения - так, один из многих одноклассников, - попросил посмотреть, как решается эта задача ("Я боюсь, что меня вызовут, а я не знаю"). Простодушная мама позволила ему посмотреть свою тетрадку. Когда учительница спросила: "Дети, кто решил?" - юноша поднял руку, был вызван к доске и получил "пятерку" за списанное решение и краденый успех.
Когда мама в расстройстве вернулась домой, она рассказала своей бабушке, женщине очень религиозной, как все было.
- Бедный мальчик! - покачала головой моя будущая прабабушка.
- Кто бедный: он или я? - обиделась моя мама.
- Он бедный. Он сделал подлость и теперь будет наказан. Ты ведь не жаловалась на него? Не рассказывала учительнице? Значит, он свое получит.
Через некоторое время юноша сломал руку, из-за осложнений был оставлен на второй год и больше в том классе не учился.

Так выпьем же за то, чтобы дух наш был достаточно силен, чтобы противостоять искушению совершить подлость даже и под видом "невинной детской шалости".

[identity profile] michletistka.livejournal.com 2010-11-27 05:28 pm (UTC)(link)
Ну, хорошо, когда вот так явно наказание прослеживается!

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2010-11-28 07:47 am (UTC)(link)
А мне кажется, в данном примере неотвратимость важнее наглядности.

[identity profile] oulitka.livejournal.com 2010-11-28 07:41 am (UTC)(link)
Хорошо было бы, если бы мальчик понял, за что ему это. А то ведь так и делал, наверное, дальше подлости... Не сделав выводов.

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2010-11-28 07:49 am (UTC)(link)
Про мальчика, к сожалению, ничего сказать не могу. Но меня утешает то, что мама моя не мучилась долго тем, что такие вот поступки остаются безнаказанными...

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2010-11-29 03:15 pm (UTC)(link)
Вы полагаете, что должна прослеживаться некая причинно-следственная связь? И наоборот, чистые порядочные люди живут долго и счастливо?

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2010-11-29 03:37 pm (UTC)(link)
Нет, так сильно обобщать я не осмелюсь. Но я предполагаю, что причинно-следственная связь прослеживается в данном конкретном случае, а также в некоторых других, мне известных.
Я это написала потому, что преподаю предмет, связанный с юридической ответственностью. И по этому поводу регулярно вступаю с наиболее ленивыми студентами в препирательства на тему: если ответственность не является неотвратимой для всех, т.е. сильнейший всегда ее избегнет, значит, нету никакого права, и чего мы здесь дурью маемся?
Одно из моих возражений такому тезису состоит в том, что если удается избегнуть в ответственности в одной форме, она может наступить в другой.
Нередко также приходится быть свидетелем того, как некто оскорбляет более слабого, будучи уверен в своей полной защищенности и безнаказанности. В таких случаях слабый страдает от сознания собственного бессилия, иногда очень тяжело. И бывает полезно ему напомнить, что превосходство того, кто его оскорбил, относительно. Просто для того, чтобы обиженный мог более-менее успокоиться и жить дальше. (Как моя мама-ребенок в этой ситуации).
Я предполагаю также, хотя возможно это слишком "литературно" прозвучит, что когда чистые и порядочные люди становятся жертвами менее чистых и порядочных, это тоже форма наказания для последних. Потому что им когда-нибудь придется иметь дело с последствиями этого.
Извините, пожалуйста, что комментарий такой пространный и "патетический", но, наверное, он должен был быть таким, если моя мысль недостаточно ясна.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2010-11-29 03:46 pm (UTC)(link)
Нередко также приходится быть свидетелем того, как некто оскорбляет более слабого, будучи уверен в своей полной защищенности и безнаказанности. В таких случаях слабый страдает от сознания собственного бессилия, иногда очень тяжело. И бывает полезно ему напомнить, что превосходство того, кто его оскорбил, относительно. Просто для того, чтобы обиженный мог более-менее успокоиться и жить дальше. (Как моя мама-ребенок в этой ситуации).

С этим согласен, как с педагогическим приемом для того, чтобы успокоить ребенка.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2010-11-29 03:51 pm (UTC)(link)
Но я предполагаю, что причинно-следственная связь прослеживается в данном конкретном случае

А вот с этим, конечно же, нет. Потому что если принять связь такого рода, то надо будет сказать, что горе человеческое вытекает из его более ранних плохих поступков, что опровергается реальностью.

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2010-11-29 06:15 pm (UTC)(link)
Вы знаете, я думаю, что иногда горе вытекает из более ранних плохих поступков, а иногда - нет. Мы не всегда можем это знать, и, во всяком случае, любые попытки устанавливать причинно-следственные связи могут быть на уровне догадок. А догадчики не должны быть, конечно, слишком самоуверенными судьями.
Но я знаю несколько жизненных случаев, которые, с учетом известных мне обстоятельств, допускали такое толкование, которое называется "Бог наказывает". С другой стороны, я считаю, вполне возможна ситуация, когда с кем-то случилась беда, он никак ее не вызвал, а недоброжелатели этого человека будут говорить, что он "наказан свыше". Хотя виноват он только в том, что им не нравится.

[identity profile] jenya444.livejournal.com 2010-11-29 06:27 pm (UTC)(link)
Такая мягкая формулировка мне больше по душе, хотя и с ней мне нелегко согласиться, видя сколько горя и несправедливости вокруг. Сколько маленьких детей погибло от голода, холода, при бомбежках, в газовых камерах. Какие уж там недоброжелатели, что они успели эти дети за свою маленькую жизнь.

[identity profile] valya-15.livejournal.com 2010-11-29 06:53 pm (UTC)(link)
Да, это, конечно, совершенно не в рамках моего примера с той задачей...
Вообще я думаю, что разговоры о "возмездии свыше" несколько опасны и их надо вести осторожно. Например, меня кто-нибудь обидит, я посулю ему черта, а потом с ним что-то произойдет - и это уже испытание для меня, пожалею ли я того человека, буду ли я злорадствовать, что мол, "за меня отомстили", или все-таки удержусь от злорадства. Как я себя проявлю, если ситуация изменится. Потому что правые и виноватые могут меняться местами.
Но иногда может сложиться ситуация, куда болеее тяжелая, чем в моем примере, когда у обиженного нет ничего, кроме надежды на возмездие, и нет надежды на другое возмездие, кроме этого. Ведь и детей в газовых камерах губили, считая, что этому никто не помешает и эти дети не могут защитить себя. А возмездие за них наступило.