valya_15: (Default)
valya_15 ([personal profile] valya_15) wrote2010-10-25 09:00 am

Fire answers fire (c)

This day is called the feast of Crispian, и сегодня 595 лет тому радостному для англичан и скорбному для французов событию, в честь которого написан этот знаменитый английский военно-патриотический монолог. А вчера был другой юбилей прямо противоположного значения – праздник надежды на мир, 65 лет Объединенным Нациям, и это совпадение памятных дат я отмечаю отчетом о просмотре английского историко-приключенческого фильма «Огонь над Англией» («Fire Over England», 1937 г., в русском переводе он называется «Пламя над островом»). Это первая совместная киноработа будущих супругов Вивьен Ли и Лоуренса Оливье.




Это они не на нас так смотрят - на Елизавету I.

В основе сюжета – поэтизированная борьба между елизаветинской Англией и филипповской Испанией в конце XVI века, а также гармонично разрешающийся конфликт между личным и общественным.
В шекспировской пьесе «Генрих V», в монологе Хора перед четвертым актом, где изображен канун битвы при Азинкуре, есть слова: «Fire answers fire» - «Огонь отвечает огню». Так сказано о кострах в лагерях противников, ждущих завтрашнего дня, англичан и французов. Удивительно красивый и, по-моему, плохо переводимый образ. В фильме «Огонь над Англией» англо-испанское противостояние тоже изображено как встреча двух огней. Но это не временно спокойные огни отдыха, во тьме созерцающие один другой, а огни деятельные, символы двух сторон, вступившие между собою в яростную борьбу. Испания – это огонь костров инквизиции, Англия – это огни тревоги, защищающие свою страну, и огни, сжигающие испанский флот.
Будущий сэр Лоуренс играет молодого и шикарного аглицкого дворянина Майкла Инглби, с легко воспламеняющимся горячим сердцем и столь же горячей головой. Вивьен Ли – его невесту Синтию, внучку самого лорда Берли (представленного как добрый дедушка) и камеристку Елизаветы. Снося по должности придирки своей госпожи, Синтия ожидает возвращения милого из военной экспедиции. Но Майкл и его отец попали в испанский плен. И господин Оливье, мужчина ветреный, позволил увлечь себя чарам прелестной Елены, дочери идальго, излечившей его от ран. Даром что Елена уже помолвлена, и ее свадьба должна состояться через три месяца, англичанин готов забыть ради нее Синтию, внушив себе в оправдание собственной неверности, что та, мол, уже давно забыла его и вышла за другого…Призрак чужого греха он зовет на помощь своей совести.

Майкл и Елена (Тамара Десни) готовят дивный плод картошку



Английский пленник и испанская красавица воркуют, должно состояться объяснение, но не тут-то было. Отец испанки Елены, благородный в пределах возможного дон Мигель, был другом благородного отца Майкла, и захватил их обоих. Ему удалось скрыть в своем доме сына, но отца он спасти не смог – вынужден был передать его в руки инквизиции, и тот погиб на костре. Когда герой узнал об этом, сердце его загорелось ненавистью ко всем испанцам, и он покинул дом своих спасителей, бросив им в лицо обидные слова. Майкл добирается до Англии, падает к ногам Елизаветы, умоляет взять его на службу во флот и скорее начать открытую войну с Испанией, так как иначе и в Англии могут запылать испанские костры.
Елизавета в своем елизаветинском стиле не торопится внять призыву юноши и нападать на бывшего шурина Филиппа иначе как силами ее верных пиратов. Но тут оказывается, что группа английской знати вступила с Филиппом в преступный сговор и умышляет против ее особы. Прежде, чем взять заговорщиков, необходимо их всех установить. Связной, посланный предателями в Испанию, покончил с собой при аресте, и дальше начинается «Подвиг разведчика», только на английский манер и с Оливье вместо Кадочникова. Присутствует даже знаменитая сцена тоста «За нашу победу!» – «За спасение Англии!» Владеющий испанским и загримированный под любезного поганца Майкл отправляется ко двору короля Филиппа якобы для того, чтобы сообщить детали плана похищения Елизаветы, а на самом деле – чтобы выяснить, кто именно собрался ее похищать. Королева и камеристка будут вместе ждать известий о нем, помирившись по такому поводу.
Филипп II Испанский изображен в полном соответствии с английской традицией, холодным Кащеем, лишенным противоречий характера и исключенным из претендентов на приз зрительских симпатий: «Только с помощью страха можно заставить людей выполнять свой долг…но не всегда». «Я жил среди англичан, и я их ненавижу, всех и каждого».

Хладный демон власти Филипп (Реймонд Месси)




Но самое главное, что в Эскориале Майкл встречает Елену. Она уже замужем за «Командором» – смотрителем двора, а ее отец недавно погиб в бою с англичанами. Конечно же, дама не могла не узнать под личиной коварного мистера Вейна юношу, некогда отплатившего ей жестокостью за гостеприимство и нежное сочувствие. А в его сердце сохранилось для нее помещение просторнее, чем дозволительно признаться. И вот дама мучается выбором между любовью и долгом – выдать или не выдать Майкла мужу? – а Майкл, изображая соблазнителя без определенных намерений, пытается напомнить ей о былой склонности и тем самым вызвать ее жалость.



Орел. Но не Онегин :-).

Муж Елены проявляет неожиданное участие и, когда проницательный Филипп уже рассекретил Майкла, помогает ему бежать. Своей жене, вынужденной обуздать страсти, он только делает внушение, что нельзя относиться к врагам своей страны, как к обычным людям – а то «конец войне и конец патриотизму!», проявляя себя как человек ультраконсервативных и узких взглядов, впрочем, способный к диалогу. По-видимому, супружеское согласие этой пары, которое зиждется не на любви, а на долге, восстановлено.
Конец фильма очень смешной. Вовремя доскакавший и доплывший Майкл бросается к ногам Елизаветы, а точнее, к ногам ее коня, непосредственно в тот момент, когда она двигает перед войсками речь о том, что, хотя она и женщина, у нее сердце короля, и более того – английского короля. Разоблаченные заговорщики трепещут. Бесстрашная Дева Англии выходит к ним: «Вы хотели меня убить господа? Приступайте! Вот я перед вами, безоружная!» «Да здравствуйте королева!» – кричат морально уничтоженные псевдомужчины, и королева вызывает мужчину настоящего. «Майкл, служба тебе!» Прежде, чем быть отданными под суд, заговорщики получают возможность сяк-так искупить вину перед своей честью. Скромное суденышко под командованием Майкла ночью подплывает к испанским кораблям, мелькают факелы, разгорается пламя…и так погибла Армада! Ура! Над Англией опять безоблачное небо. Королева и народ преклоняют колена в благодарственной молитве, а малышка-милашка Синтия уверена, что колокола, которые звонят над Лондоном – ее свадебные.
На мой взгляд, нельзя сказать, чтобы в фильме уже были видны основания для того соперничества, которое, как сообщают, в дальнейшем поспособствовало крушению любви и брака легендарной четы. Роль Вивьен куда менее значительна, чем роль Лоуренса. Милая кошечка, полная сознания своего очарования, девушка, о которой говорят «вострушка». Ее занимают не государственные, а свои личные интересы, которые заключаются в спасении и благополучии жениха. Королевские колкости она терпит, но и без ответа, как ни удивительно, не оставляет – такова уж она, ее пощечинами не укротишь. Это слишком мало для Вивьен. Я думаю, что она здесь – больше всего новая любимица публики, которую взяли в картину публике на радость. Ее пламя еще не горит в полную силу. Лоуренс тоже играет больше всего красивого везучего балбеса, которого я бы не взяла в разведчики. Но этот персонаж в центре всего киноповествования и очень эмоционален, имеет возможность говорить с жаром и сверкать глазами, изображать как «страстей неопытная сила Кипела в сердце молодом» (С) (впрочем, не совсем неопытная, но еще не остуженная), и поэтому запоминается больше, чем его невеста. Соперничество между испанкой и англичанкой за сердце кавалера в фильме не слишком выразительно, так как обе партнерши Оливье – примерно одного типа, «энергичные брюнетки», прелестные проказницы.
То и дело влюбленные Майкл и Синтия встречаются в разных покоях королевского дворца, и где встретятся, там и упадут друг к другу в объятия, чем раздражают Елизавету, которую также волнует присутствие принципиального и отважного юноши. Тут же бродит Лестер (Лесли Бэнкс) с видом полуотставленного друга сердца, почти «Орлова», спускающегося навстречу «Потемкину». Он пытается восстановить позиции и некстати проявляет политическую инициативу; в конце фильма Елизавета возвращает ему свою милость.
Но есть одна сцена, где Синтия пытается внушить Майклу, что и у них есть право на счастье. Тут зритель, наслышанный об отношениях пары в то время, может покачать головой со вздохом или с улыбкой, или со смешком, и, поймав взгляд Вивьен, обращенный к Лоуренсу, полный сочувствия и восхищения, воскликнуть, теша свою прозорливость: «Вот здесь она не играет!»



Главный женский и вообще главный персонаж фильма – Елизавета (Флора Робсон). Сложный образ героини нации, который создан из литературных и пропагандистских штампов и туда же вернется, но здесь – убедителен и силен. У этой хозяйки заводы стоять не будут. Вкусившая фунт лиха в юности и награжденная за то в старости, хотя и не освобожденная и тогда от трудов и испытаний. Стервозная, но мудрая, втайне мучимая совестью из-за Марии Стюарт, ворчит на зеркала, но знает толк в людях. У нее тяжелая рука, когда она дает пощечины прислужнице, но твердая, когда она держит поводья. Ее характерный соленый юмор сменяется необходимой патетикой или даже сентиментальностью. «Если ты не можешь сносить мои насмешки, то как будешь сносить службу?» «За вами – прошлое, за этим юношей – будущее» (она права: молодой "Майкл" будет великим актером). Двумя словами – тюдоровская Сивилла.

I am England!




Елизавета и Синтия смотрят вместе в одно зеркало.



После разгрома Армады. "Не нам за то, а Господу хвала!" (С)



А как Елизавета перед отъездом к войскам кормит с ложечки лорда Берли! Овсянкой. За здоровье Англии. Вот с кого брала пример миссис Бэрримор!
Если у вас не пропал интерес к фильму после такого длинного разбора, я рекомендую его всем любителям киноклассики и «старой доброй Англии». Думаю, вы полюбите его как приятное зрелище с великими актерами и зрелище рождения чужой любви. Но я бы не рекомендовала этот фильм тем, кто принимает близко к сердцу современную международную политику. Как бы я хотела следить за англо-испанским противостоянием в черно-белом кино как за чужой партией в шахматы! – но нет, в словесных перестрелках некоторые фразы слишком знакомы.
Почему Англия спорит с Испанией? За золото, за пути в Новый Свет? Нет, ради великой идеи. Испания – такая большая и жестокая, могуча и в Старом, и в Новом свете, а Англия – такая маленькая и свободолюбивая. Лишь она осмеливается противиться мощи испанского гиганта. Кто главная английская сила? – пираты. Пираты, «налетающие подобно осиной стае» (С). Преданные своей королеве, умирающие с ее именем на устах. Почему Елизавета не повесит своего подданного Дрейка, нападающего на испанские корабли? Так на его место придут двадцать других, и тогда уж их не остановить. «Я бы позволила вам повесить моего Дрейка, если бы вы смогли его поймать» (С) – ищи ветра в море. Ветра, урагана. Старый спектакль, кажется, так современен – но роли сменили исполнителей и смысловые акценты поменялись. Ах, не предполагали восторженные постановщики, что спектакль однажды может повториться, но повториться так по-другому. От огня, который вы считаете своим священным, кто-то может зажечь еще огонь и попытаться поджечь ваши города.
Мир существует с давних времен, и все те же комедии ставит он….Если бы комедии!
Скачать с торрентов